Перейти ко всем статьям
Блог компании

Как узнать, назначит ли налоговая выездную проверку?

Принятие в отношении того или иного налогоплательщика решения о назначении выездной налоговой проверки зависит не только от результатов предпроверочного анализа и контрольных мероприятий, проведенных специалистами налогового органа, но также и от действий самого налогоплательщика, степени его осведомленности о контрагентах, оценки рисков финансово-хозяйственной деятельности.

Напомним, что выездные налоговые проверки не грозят налогоплательщикам, перешедшим на налоговый мониторинг. Также временный мораторий введен на выездные налоговые проверки мобилизованных ИП, и организаций, где мобилизованный является единственным участником (Постановление Правительства от 20.01.2022 № 1874), и аккредитованных ИТ-компаний (Указ Президента от 02.03.2022 № 83, есть исключение!).

Для остальных субъектов предпринимательской деятельности не теряют своей актуальности общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденные приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

В качестве основных рисков, обозначенных ФНС России, можно выделить следующие:

  • Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Сведения о среднеотраслевой налоговой нагрузке указываются в Приложении №3 к указанному приказу и обновляются каждый год.
  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов (89% и больше от начисленного за 12 месяцев НДС).

Существует ли «безопасная» доля налоговых вычетов? Налоговым законодательством и разъяснениями контролирующих органов такой показатель не установлен.

Кроме показателя 89% от начисленного НДС следует ориентироваться на среднюю долю вычетов по региону. Проверить актуальный размер средней доли вычетов, можно по данным отчета 1-НДС. Официальные сведения отчета 1-НДС представлены в таблицах на сайте ФНС России: nalog.ru → Иные функции ФНС России → Статистика и аналитика → Данные по формам статистической налоговой отчетности.

  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

Несмотря на то, что НК РФ в качестве ответственности за непредставление пояснений, документов предусматривает в основном штрафы по статьям 126, 129.1, регулярное оставление налогоплательщиком без ответа требований налоговых органов может привести к негативным последствиям в виде назначения выездной налоговой проверки.

  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды.

Зачастую налоговые органы при проведении выездных налоговых проверок акцентируют внимание на следующих факторах, характеризующих ведение налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности:

  • заключение договора (контракта) с контрагентом, который зарегистрировался незадолго до этого, либо который после регистрации фактически не осуществлял деятельность вплоть до заключения договора с налогоплательщиком;
  • отсутствие у контрагента официального сайта в сети «Интернет», соответствующей вывески по адресу регистрации;
  • контрагент является посредником при закупке товаров у поставщиков, с которыми налогоплательщик самостоятельно ведет торгово-закупочную деятельность (при этом может происходить, но не обязательно, кратное увеличение стоимости товаров);
  • наличие у налогоплательщика кредиторской задолженности, по которой кредитор не предпринимает меры по ее истребованию (письма, претензии, исковые заявления в арбитражный суд);
  • отсутствие деловой репутации у контрагента и множество других факторов, во многом зависящих от конкретной ситуации.

Чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков и вероятность назначения в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Недавно ФНС России Приказом от 24.03.2023 № ЕД-7-31/181@ была утверждена «Методика проведения оценки финансово-хозяйственного состояния юридического лица и иной информации, характеризующей его деятельность, и формирования результатов оценки для дальнейшего предоставления такому юридическому лицу» (далее – Методика).

Результаты оценки отражаются в выписке, сформированной на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» АИС «Налог-3», в печатной форме в формате pdf с электронной подписью должностного лица МИФНС по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования.

Данная Методика предусматривает проведение двухэтапной оценки Лица, от которого поступил запрос о предоставлении выписки. С критериями, установленными ФНС России, можно ознакомиться самостоятельно, перейдя по ссылке на официальный сайт налоговой службы.

В самом Приказе ФНС России от 24.03.2023 № ЕД-7-31/181@ не прописано для чего, а главное, при каких обстоятельствах налогоплательщик должен использовать выписку, полученную по результатам оценки.

Однако, становится очевидным, что прежде всего указанные сведения в отношении уже контрагентов могут быть запрошены у налогоплательщика налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки, как одно из доказательств проявления должной осмотрительности при его выборе, что только добавит налогоплательщикам головной боли, так как будет трудно найти контрагента, соответствующего высоким запросам фискального органа.

В заключение отметим, что назначению выездной налоговой проверки обычно предшествует неоднократное истребование пояснений и документов в рамках камеральных проверок, а также вызов в налоговый орган для дачи пояснений, поэтому не стоит игнорировать такие «звоночки».

Своевременный анализ деятельности компании на основе перечисленных в статье и других критериев, предложенных ФНС России, а также адекватное взаимодействие с налоговыми органами поможет если не избежать, то спрогнозировать вероятность неприятных сюрпризов.