Перейти ко всем статьям
Блог компании

Всегда ли таможня дает добро при выборе таможенной процедуры?

По общему правилу, товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС (Евразийский экономический союз) имеют определенные цели ввоза (вывоза). Исходя из целей перемещения, товары должны быть помещены под таможенную процедуру.

При выборе и изменении таможенной процедуры действует принцип диспозитивности. Но при этом декларант должен учитывать все тонкости таможенного дела, чтобы минимизировать риски привлечения к административной ответственности и избежать лишних экономических затрат.

Всего предусмотрено 17 таможенных процедур, которые закреплены в гл. 19 ТК ЕАЭС. По статистике декларанты используют больше всего следующие таможенные процедуры, которые ко всему прочему являются основными: импорт (выпуск для внутреннего потребления), экспорт и таможенный транзит.


Какие основные моменты нужно учитывать при выборе таможенной процедуры:


1. Соблюдение условий выбранной таможенной процедуры в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС.

Рассмотрим на примере импорта. Выпуск для внутреннего потребления (импорт) – таможенная процедура, при которой иностранные товары находятся и используются на территории ЕАЭС без ограничений по их пользованию и распоряжению. Импорт – это ввоз товара на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран без обязательства об обратном вывозе.

Объектом выступают иностранные товары – как первично ввозимые, так и ввезенные, находящиеся на процедуре таможенной склад. Условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются (ст. 135 ТК ЕАЭС):

1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов;

2) уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

3) соблюдение запретов и ограничений.

При импорте необходимо учитывать следующие тонкости. При декларировании нужно правильно и достоверно заявить код товара, согласно товарной номенклатуре ЕАЭС и в соответствии с внешнеторговым контрактом. Именно от правильной классификации зависит размер таможенных платежей (пошлины и НДС), наличие акциза и антидемпинговых или компенсационных пошлин, применение мер нетарифного регулирования (запреты и ограничения). Для продукции, производимой в определённых странах, предусмотрены льготы по оплате пошлин (преференции). Страна происхождения должна быть подтверждена сертификатом международного образца. Товары, запрещенные или ограниченные к импорту приведены в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30, а также содержатся в иных нормативных правовых актах. Конкретный НПА зависит товара, страны и т.д. При ввозе таких товаров иногда требуется подтвердить документально возможность ввоза или иные соответствующие документы. (сертификаты и декларации соответствия, лицензии и разрешения от госорганов и т.д.).

Помимо вышеперечисленных документов в таможенный орган также должны быть представлены транспортные и коммерческие документы (например, CMR, коносамент, международная ж/д накладная, инвойс, упаковочный лист).

Последствием выбора таможенной процедуры импорта является изменение статуса товара с иностранного на товар ЕАЭС.

2. Риски привлечения к административной ответственности при выборе или изменении таможенной процедуры.

На практике нередко возникают ситуации, когда декларант не представляет таможенному органу документы, подтверждающие соблюдение условий выбранной таможенной процедуры, а также совершает действия, связанные с нарушением требований таможенного законодательства.

Если декларант нарушит условия помещения товаров под таможенную процедуру или условия его действия, то есть риск привлечения его к административной ответственности по следующим статьям:

  • 16.2 КоАП РФ (недекларирование или недостоверное декларирование);
  • 16.3 КоАП РФ (несоблюдение запретов и (или) ограничений);
  • 16.19 КоАП РФ (несоблюдение таможенной процедуры);
  • и другим статьям, которые закреплены в гл. 16 КоАП РФ, которые предполагают наложение штрафа на организацию, должностных лиц, конфискацию товара.

Рассмотрим на примере судебной практики споры с таможенными органами в части привлечения к административной ответственности.

- Решение Московского городского суда от 19.10.2021 по делу № 7- 15879/2021. Декларант поместил товары под таможенную процедуру временного ввоза, которая ограничивает возможность передачи данных товаров без разрешения таможенного органа. Общество в нарушение условий таможенной процедуры временного ввоза осуществило такую передачу по акту приема-передачи оборудования на основании договора субаренды оборудования без соответствующего разрешения таможенного органа. Как следствие, его привлекли к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ (пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно).

- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.10.2022 № Ф09- 5858/22 по делу № А60-7911/2022. Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию в связи с тем, что им декларировались товары, включенные в Единый перечень и подлежащие санитарно- карантинному контролю в соответствии с Решением Комиссий Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе». Общество должно было своевременно представить в таможенный орган коносамент со штампом «Ввоз разрешен», который свидетельствует о прохождении санитарно-карантинного контроля в отношении данного товара.

- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 № 09АП-30015/2023 по делу № А40-1249/2023. Общество заявило таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и представило документы в таможню. Таможней было принято решение о проведении фактического контроля товаров и назначении таможенной экспертизы. По результатам таможенной проверки было выявлено, что общество при декларировании товаров заявило недостоверные сведения об их таможенной стоимости, что послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин и было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Важно также подчеркнуть, что одним из распространенных мифов в таможенном деле является убеждение в том, что если при ввозе (вывозе) «таможня дала добро», то последующей проверки не будет. На самом деле из п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС следует, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Следовательно, при изменении и выборе таможенной процедуры с определенными оговорками необходимо учитывать возможные сроки проверки документов, товара и т.д.

3. Минимизация экономических издержек при выборе таможенной процедуры.

Рассмотрим на примере. Организация ввезла дорогое оборудование для испытания и заявила таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных платежей, налогов. При этом учитывая, что товар ввезен для испытания, необходимо было заявить таможенную процедуру временного ввоза, с частичным или полным освобождением от уплаты налогов, пошлин, а также неприменением мер нетарифного регулирования и с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Следовательно, при выборе таможенной процедуры всегда должны учитываться следующие моменты для минимизации затрат на таможенное оформление.

  • цель ввоза (вывоза). Если товар ввозится не для реализации, а к примеру, для демонстрации на выставке, лучше выбрать таможенную процедуру временного ввоза;
  • условия внешнеторгового контракта;
  • последствия изменения статуса товара для декларанта;
  • величина расходов на выбранную таможенную процедуру;
  • и т.д.

Таким образом, до выбора или изменения таможенной процедуры декларанту необходимо тщательно проработать тонкости таможенного оформления, риски привлечения к ответственности, а также понимать возможности снижения экономических издержек.