В настоящее время коммерческий учет твердых коммунальных отходов (ТКО) при осуществлении расчетов с собственниками ТКО производится в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505) расчетным путем двумя способами, исходя из:
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками ТКО и Региональным оператором заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Предлагая к заключению типовой договор, несмотря на наличие у потребителей услуги собственных оборудованных контейнерных площадок для накопления ТКО, Региональные операторы зачастую навязывают не всегда выгодные условия определения объема ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, ссылаясь на пункт 8 Правил № 505. В свою очередь, в соответствии данным пунктом, коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен только при наличии раздельного накопления ТКО, представляющего собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов.
Однако такой подход Региональных операторов не может быть применен повсеместно на территории РФ, так как в настоящее время не во всех регионах введен раздельный сбор мусора.
Согласно позиции Верховного суда РФ, высказанной в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.02.2021 № АКПИ20-956, определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.08.2022 № 303-ЭС22-4152 по делу № А04-3361/202, в тех случаях, когда на территории субъекта РФ раздельное накопление ТКО не организовано либо органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным на организацию деятельности по раздельному накоплению ТКО, определен поэтапный переход к раздельному накоплению ТКО (например, в период до 2027 года), собственник ТКО, владеющий собственной оборудованной контейнерной площадкой, при заключении с Региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе выбрать наиболее приемлемый и выгодный для него способ учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма или исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО.
Важно отметить: выбор способа коммерческого учета ТКО исходя из количества и объёма контейнеров возможен, только если контейнерная площадка потребителя включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования, в котором расположен данный потребитель.
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками ТКО и Региональным оператором заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.
Предлагая к заключению типовой договор, несмотря на наличие у потребителей услуги собственных оборудованных контейнерных площадок для накопления ТКО, Региональные операторы зачастую навязывают не всегда выгодные условия определения объема ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, ссылаясь на пункт 8 Правил № 505. В свою очередь, в соответствии данным пунктом, коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен только при наличии раздельного накопления ТКО, представляющего собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов.
Однако такой подход Региональных операторов не может быть применен повсеместно на территории РФ, так как в настоящее время не во всех регионах введен раздельный сбор мусора.
Согласно позиции Верховного суда РФ, высказанной в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.02.2021 № АКПИ20-956, определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.08.2022 № 303-ЭС22-4152 по делу № А04-3361/202, в тех случаях, когда на территории субъекта РФ раздельное накопление ТКО не организовано либо органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным на организацию деятельности по раздельному накоплению ТКО, определен поэтапный переход к раздельному накоплению ТКО (например, в период до 2027 года), собственник ТКО, владеющий собственной оборудованной контейнерной площадкой, при заключении с Региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе выбрать наиболее приемлемый и выгодный для него способ учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма или исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО.
Важно отметить: выбор способа коммерческого учета ТКО исходя из количества и объёма контейнеров возможен, только если контейнерная площадка потребителя включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования, в котором расположен данный потребитель.