Перейти ко всем статьям
Блог компании

Должная осмотрительность: критерии отслеживания

Начать данную статью хочется перефразируя песенку известного мультипликационного персонажа: «Должная осмотрительность – это очень уж хитрый предмет! Я никак не пойму в чем секрет, она если есть, то ее сразу нет!».


В п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Налоговые органы вкладывают в понятие «должной осмотрительности» совокупность тех действий, которые должен совершить налогоплательщик перед заключением договора с тем или иным контрагентом, и «подразумевает использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его благонадежности».

Зачастую, после проведения налоговой проверки, непосредственно в акте по ее результатам, налоговые органы предъявляют налогоплательщикам претензии в непроявлении должной осмотрительности при выборе того или иного контрагента, что может выражаться, в частности, в следующем:

1. Контрагент исключен из ЕГРЮЛ (либо принято решение о предстоящей принудительной его ликвидации) по результатам установления в отношении него недостоверности сведений – ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ:

- наличие в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи;

- юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

2. Генеральному директору налогоплательщика не знаком контрагент и его должностные лица либо он не знает (не помнит) подробностей о финансово-хозяйственной деятельности своей организации с данным контрагентом.

3. Регистрация контрагента незадолго до заключения договора с налогоплательщиком, что, по мнению налогового органа, указывает на отсутствие «деловой репутации.

4. Учредитель и (или) генеральный директор контрагента являются (являлись) бывшими сотрудниками налогоплательщика либо являются (являлись) взаимозависимыми с налогоплательщиком лицами.

5. В случае, если деятельность налогоплательщика связана с выполнением строительно-монтажных и прочих работ, связанных с капитальным строительством, реконструкцией, ремонтом и т.д., налоговые органы уделяют особое внимание согласованию с заказчиком привлечения налогоплательщиком субподрядчиков, а также на их указание в исполнительной документации, которая составляется в процессе строительства (журналы общих работ, проверки учета качества материалов, поступающих на строительный объект, акты освидетельствования скрытых работ, акты о приемке законченного строительством объекта и пр.).


Так какие действия должен предпринять налогоплательщик перед заключением договора (контракта) с контрагентом при осуществлении своей финансово-хозяйственной деятельности, чтобы хоть как-то обезопасить своё будущее с точки зрения проявления «должной осмотрительности», используя при этом только доступные ему возможности и инструменты?


Данные действия условно можно разделить на следующие группы:

1. Действия, которые предпринимает сам налогоплательщик перед заключением договора с контрагентом:- истребование у контрагента правоустанавливающих документов: Устав, свидетельство о регистрации, о постановке на налоговый учет и т.д.;

- личные контакты с должностными лицами контрагента;

- подтверждение нахождения контрагента по адресу его регистрации на момент заключения сделки (можно банально запросить фото вывески (указателя) с наименованием контрагента, либо, при наличии возможностей, послать своего сотрудника, чтобы он зафиксировал фактическое нахождение контрагента по адресу регистрации – обязательна фото или видео-фиксация, словам налоговые органы верят с трудом);

- сохраненные записи или скриншоты деловой переписки, предшествующей заключению договора с контрагентом либо той, которая велась непосредственно в момент исполнения договора;

- прочие сведения о контрагенте, которые были получены из деловых кругов общения.


Тут хотелось бы особо отметить, что на практике генеральный директор либо иные должностные лица налогоплательщика при проведении допросов налоговыми органами не могут четко пояснить «происхождение» факта заключения договорных отношений именно с конкретным контрагентом, который вызывает определенный интерес у налоговых инспекторов. Здесь хотелось бы посоветовать сотрудникам не расслабляться.

Да, отношения с контрагентом были, как правило, длительное время назад, определенный финансовый результат по ним получен, и если договор действовал непродолжительное время, то по естественным причинам всё внимание бизнеса, в настоящий момент, будет переключено на текущую финансово-хозяйственную деятельность и подробности о прошлых контрагентах в памяти стираются Но все таки, если вас вызывают в налоговый орган для дачи показаний по взаимоотношениям с контрагентом, то подготовьтесь, просмотрите документы, переписки постарайтесь вспомнить детали вашего знакомства, потому что налоговых инспекторов, в основном, интересует деятельность вашей организации за прошлые года.


2. Официальные источники информации, доступные на сайтах различных государственных либо коммерческих структур, и которые являются бесплатными:

2.1. Первым делом нужно максимально запастись информацией тех сервисов, которые размещены непосредственно на официальной сайте ФНС России:

- для проверки сведений о государственной регистрации потенциального контрагента: https://egrul.nalog.ru - на данном сервисе можно получить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в электронном виде.

- сведения о задолженности по налогам: https://service.nalog.ru/zd.do - сервис предоставляет возможность получения сведений о юридических лицах, не представляющих налоговую отчетность более года и/или имеющих по состоянию на 01.01.2023 превышающую 1000 рублей задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю (при отсутствии задолженности у контрагента нет возможности распечатать результат поиска, в связи с чем целесообразно сделать скриншот данной страницы).

- информация о дисквалифицированных лицах: https://service.nalog.ru/disqualified.do – в отдельном поле вы можете получить справку об отсутствии запрашиваемой информации, если сведений об искомом лице нет в реестре дисквалифицированных лиц.

- сервис проверки контрагента «Прозрачный бизнес»: https://pb.nalog.ru/index.html - дополняет выписку из ЕГРЮЛ тем, что можно найти информацию о среднесписочной численности работников, суммах уплаченных налогов и сборов, о доходах и расходах, отраженных в бухгалтерской отчетности.

- государственный информационной ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности: https://bo.nalog.ru/ - ресурс сформирован на основании информации, представленной составителями отчетности; представляет собой более полную информацию о показателях бухгалтерской отчетности контрагента и об их изменении на протяжении нескольких отчетных периодов.

- реестр обеспечительных мер: https://service.nalog.ru/rom/ - Сведения размещаются в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения о способе обеспечения, обеспечительной мере (наступления соответствующих обстоятельств), но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ.

- прочие сервисы ФНС России, актуальные на текущую дату.

2.2. Получить информацию об участии контрагента в судебных делах можно на сервисе: https://kad.arbitr.ru/.

2.3. На сайте Федеральной службы судебных приставов можно посмотреть информацию об исполнительных производствах, возбужденных в отношении будущего контрагента: www.fssprus.ru.

2.4. Нежелательные сведения в отношении вашего контрагента можно поискать и в Реестре недобросовестных поставщиков ФАС России (в случае участия контрагента в процедурах госзакупок): https://zakupki.gov.ru/.

2.5. Банк России в Письме от 10.06.2021 №59-4/29017 указал, что в качестве банковского сервиса по проверке контрагентов можно задать вопрос в банк-клиенте «Как я могу проверить контрагента, и можете ли вы получать регулярно информацию об изменении статуса своих контрагентов» (такие сервисы у банков уже существуют, свой сервис уточните у менеджера).

2.6. Если вы заняты в сфере строительного бизнеса или сопряженных областях, то можно также воспользоваться Единым реестром сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах: https://reestr.nostroy.ru/.

2.7. Прочие ресурсы в зависимости от вида осуществляемой вами деятельности.


3. Платные ресурсы, располагающие необходимой информацией:

Многие налогоплательщики используют платные сервисы, такие как «Контур.Фокус», «СПАРК», «Такском», «Федресурс» и прочие (тут каждый налогоплательщик волен сам выбирать какой сервис использовать), которые, в основном, объединяют информацию из различных общедоступных официальных источников и, тем самым, облегчают работу налогоплательщику при проверке своих контрагентов.


Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что хоть Конституционный Суд РФ в Определении от 16 октября 2003 г. № 329-О и указал на то, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, все таки, исходя из сложившейся практики, фактически самому налогоплательщику необходимо предпринять действия по сбору информации о контрагенте, обеспечив при этом сохранность данной информации в том или ином виде с целью предъявления в будущем налоговым органам в случае назначения налоговой проверки.

И лучше для налогоплательщика проводить данные мероприятия своевременно, чтобы не было как у этого персонажа одного из выпусков киножурнала «Ералаш».